Бобовые ‒ это не панацея. И говорить о них как об уникальном продукте не стоит. О них надо говорить как о структурной части хорошо организованного бизнеса. И только тогда они будут интересными для сельхозпроизводителей.

В этом убежден представитель Европейского Банка Реконструкции и Развития Василий Говгера, о чем он заявил на недавней международной конференции, посвященной бобовым культурам, передает корреспондент «UGM».

‒ И все-таки, бобовые или не бобовые? Нужна ли кооперация в таком нишевом секторе как бобовые культуры в Украине? ‒ размышляет над вопросом эксперт.

‒ Бобовые имеют ряд преимуществ, на которые стоит обратить внимание, планируя собственный бизнес. Прежде всего ‒ это стратегические преимущества. Сегодня достаточно быстрыми темпами растет население планеты и его нужно обеспечивать дешевым белком. Второй аспект более операционный ‒ это диверсификация бизнеса. Мы достигли хороших результатов по зерновым, теперь нужно двигаться дальше и искать новые рынки. И бобовые смогут нам в этом помочь. В частности, как в вопросе улучшения агрономических показателей на предприятии, так и для улучшения его экономики. Но все это обычно понимает менеджмент крупных компаний, которые имеют экономическую и операционную способность осваивать современные технологии, находить качественный посевной материал и, в конце концов, выходить на лучшие рынки.

В то же время малый производитель этого стратегического преимущества бобовых для себя не чувствует. Возьмем пример по выращиванию зернобобовых культур. Далеко не всегда мы выходим на рынки с идеальным продуктом. Ведь как по зерновым, так и по бобовым культурам Украина сегодня все же не имеет репутации страны-производителя высококачественной продукции. Соответственно, мы теряем прибыль на цене, которую нам предлагают на международном рынке. Например, горох: если взять экспортную цену в Индию нашего гороха, сегодня он является самым дешевым. Поэтому мы получаем достаточно низкую цену за свою продукцию, потом теряем и на логистике, организация которой также оставляет желать лучшего. Тогда какой будет конечная цена у производителя? Конечно, она будет низкой, ‒ комментирует эксперт, отмечая, что существует очень много аспектов и проблем, которые делают интересную продукцию и сегмент рынка не такими уж интересными. В то же время решение всех этих вопросов Василий Говгера видит в сельскохозяйственной кооперации.

Читайте также: Франция присоединилась к борьбе с глифосатом

– Если мы хотим, чтобы нишевые культуры производили в Украине, это возможно сделать только через систему кооперации сельхозпроизводителей. Конечно, агрохолдинги и крупные компании способны аккумулировать крупные партии и экспортировать их за границу. Но являются ли нишевые культуры является прерогативой крупных? На самом деле, нишевые культуры ‒ это возможность для средних и малых сельхозпроизводителей выйти на новые уровни эффективности. И это возможно только с помощью кооперации.

Кооперация ‒ это добровольное независимое объединение лиц для достижения собственных целей и результатов. Не нужно путать кооперацию с коллективизацией. В колхозах также была общая цель, но она не была личной каждого. Кооперация как таковая во многих аспектах решает ряд проблем на этапе эффективного производства качественной продукции в Украине.

Кроме того, кооперация решает стратегические проблемы в Украине. Средний возраст обычного предприятия в любой сфере экономики составляет 7 лет. В объединении ‒ 70. Если мы хотим, чтобы наш средний и малый производитель смотрел немного дальше, чем 2-5 лет, то мы должны стимулировать его входить в систему кооперации, ‒ убежден эксперт.

Читайте также: Несоциальные цены на социальный хлеб

 

Специалист по развитию брендов, менеджменту, организации аграрных мероприятий, маркетингу. Спикер.

Відповісти

Введіть свій коментар!
Вкажіть, будь ласка, своє їм'я