В 2017 календарном году Молдова впервые вошла в рейтинг крупнейших экспортёров яблока в мире. Объем экспорта молдавских яблок превысил исторический порог в 200 тыс. тонн и достиг 222 тыс. тонн. При этом, как отмечают аналитики EastFruit, Молдова обогнала Турцию, Бельгию и Сербию, и вплотную приблизилась к Нидерландам. Если же учесть объемы чистого экспорта (за вычетом реэкспорта), то Молдова экспортировала больше яблока, чем Нидерланды.

Это стало возможным благодаря активному расширению площадей под интенсивными яблочными садами в стране в последние 15 лет и увеличению объемов мощностей по хранению продукции. Конечно, не последнюю роль в росте экспорта играла возможность поставок яблок на рынок Российской Федерации в то время, как большинство других крупных производителей яблок Европы, таких как Польша, Италия, Франция и Украина, не имели такой возможности после введения Россией так называемых «антисанкций». Соответственно, около 96% всего яблока из Молдовы попадало именно на этот рынок.

Лишь около 3% яблок из Молдовы поставлялись на рынки стран Евросоюза, практически эксклюзивно на рынок Румынии.
Следует сказать, что по выручке от экспорта яблок Молдова лишь замыкает вторую десятку мировых экспортёров, что свидетельствует о сравнительно низкой цене на молдавское яблоко. Отчасти, такая низкая оценка усилий садоводов Молдовы свидетельствует о сравнительно невысоком качестве поставляемой продукции. Однако главная проблема состоит в недостаточных усилиях по маркетингу, что также негативно отражается на ценах.

Эксперты рынка отмечают, что Молдова и Сербия входят в число стран с очень высоким уровнем риска ведения яблочного бизнеса по причине очень высокой зависимости от поставок в одну страну с достаточно непредсказуемой политикой внешней торговли. Обе страны поставляют более 95% всего яблока на рынок Российской Федерации. При этом Молдова уже неоднократно сталкивалась с запретами на поставки своей продукции в Россию.

Соответственно, и Молдове и Сербии необходимо активно искать альтернативы российскому рынку, тем более что в мире есть страны, которые могут платить за качественное яблоко гораздо больше, чем российский потребитель. Однако продажа яблока по более высоким ценам в более требовательные к качеству яблока страны требуют дополнительных усилий, а фермеры, обычно, предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. И лишь при наступлении кризисных ситуаций, они начинают прилагать дополнительные усилия.

Читайте также: Украина увеличила экспорт пшеницы в ЕС на 45%

UA GROUP

Ми – журналісти, які працюють на аграріїв, а не навпаки.

Долучайтесь до нашої дружної команди, до колективу думаючих людей.

Приєднуйтесь до UA Group Media!

Відповісти

Введіть свій коментар!
Вкажіть, будь ласка, своє їм'я