По итогам 2016 года индекс эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) Всемирного банка зафиксировал снижение эффективности работы украинской логистики. Теперь по этому показателю наша страна занимает 80-е место из 160 государств.

Рейтинг эффективности логистики рассчитывается каждые два года, на основе исследований логистических мощностей 160 стран. Согласно анкетных данных международных и национальных логистических компаний страны оцениваются по пятибалльной шкале по нескольким основным характеристикам: таможенное оформление, качество логистической инфраструктуры, сложности и ценнообразование в организации поставок, компетентность соответствующих кадров и качество предоставляемых услуг, а также возможность отслеживания и мониторинга грузов, частота поставок.

Еще в 2014 году по аналогичному показателю Украина занимала в данном рейтинге 61 позицию. Сегодня лидерство в качестве работы логистики продолжает удерживать Германия. В первую десятку также входят преимущественно страны Евросоюза: Люксембург, Швеция, Нидерланды, Австрия, а также Сингапур и Гонконг.

– На лицо существенный регресс, – комментирует сложившуюся ситуацию эксперт центра агроконсультаций Торгового дома «Соевый век» Евгений Пастощук. – В чем же причина ухудшения логистической мощности Украины? Большинство экспертов отмечают снижение эффективности работы украинской логистики из-за высоких портовых тарифов и сборов.

Читайте также: Украина нуждается в современных зернохранилищах

В то же время, как отмечает специалист, в условиях отечественного агропромышленного комплекса существует ряд других трудностей, которые «тормозят» различные логистические процессы.

– При посевной, выращивании и уборке урожая жизненно необходимо правильно подобрать технику и просчитать все процессы, которые непосредственно влияют на оперативность всей кампании. Важно как вовремя посеять, так и вовремя собрать и транспортировать выращенный урожай. Ведь, к примеру, те же соя и рапс, если вовремя не начать уборку, можно лишиться до 40 и более процентов урожая, – говорит Евгений Пастощук.

Кроме того, как отмечает специалист, часто возникают трудности и в ходе той самой уборки урожая, где также необходимо учесть все тонкости, и построить эффективное взаимодействие между водителем комбайна и зерновоза. Ведь далеко не всегда водитель зерновоза согласится выезжать непосредственно на поле и загружать собранную продукцию. В таком случае приходится решать возникшие дополнительные организационно-финансовые вопросы. Поэтому сегодня в сельском хозяйстве популярным стало использование бункеров-перевозчиков. Они выступают своеобразным соединительным звеном между комбайном, который собирает урожай и грузовиком, который его перевозит.

– Не стоит забывать и о качестве дорог, а также добросовестности самих водителей, – продолжает Евгений Пастощук. – Разумеется, украинские дороги оставляют желать лучшего, однако важно отметить, что вина в плачевном состоянии автомобильных соединений также лежит и на грузоперевозчиках, которые, не будем скрывать, часто игнорируют дорожный лимит в 40 тонн, разрушая и без того не совсем качественное и надежное покрытие.

Следующим барьером на пути эффективного функционирования логистики является многолетняя проблема в нехватке вагонов-зерновозов, многие из которых требуют модернизации. Существует проблема и с запасами дизтоплива, о чем недавно заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян, отметив, что в некоторых региональных подразделениях ж/д топлива хватит на работу от двух до четырех суток.

Читайте также: Экспорт украинского зерна через «Укрзализныцю» под угрозой остановки

Чего греха таить, немало ошибок в логистике допускается и самими специалистами, работающими в данной сфере, что свидетельствует о дефиците кадров. Ведь в Украине продолжает наблюдаться тенденция снижения качества высшего образования, нежелание выпускников работать по специальности. Поэтому агросектор продолжает нуждаться в квалифицированных сотрудниках.

– Да и в целом общественно-политическая ситуация в стране остается крайне напряженной, что накладывает свой отпечаток фактически на все сферы деятельности. В логистике, к примеру, это проявляется в недоверии к компаниям-перевозчикам, которые не всегда быстро и качественно транспортируют продукцию, что зачастую является важнейшим фактором для сельхозпроизводителей, – отметил специалист ТД «Соевый век».

Все вышеперечисленные проблемы в той или иной степени тормозят развитие отечественной логистики. И, как следствие, могут повлиять на экспортный потенциал нашей страны. Ведь нет сомнений касательно того, что наши аграрии продолжат увеличивать объемы экспортной продукции. А потому вопрос ее правильного хранения и транспортировки становится актуальным вдвойне.

 

UA GROUP

Ми – журналісти, які працюють на аграріїв, а не навпаки.

Долучайтесь до нашої дружної команди, до колективу думаючих людей.

Приєднуйтесь до UA Group Media!

Відповісти

Введіть свій коментар!
Вкажіть, будь ласка, своє їм'я