Вчера в г. Умань прошла конференция «Высокоолеиновый подсолнечник: как быть успешным в выращивании подсолнечника и получать максимальную маржу от производства». Встреча проходила в формате круглого стола, и каждый из присутствующих фермеров мог задать интересующие вопросы. Забегая наперед, некоторые вопросы были провокационными, и в зале разгорелась серьезная дискуссия.

Для справки: высокоолеиновый подсолнечник – подсолнечник, в котором повышенное содержание олеиновых кислот.

Открывать конференцию в качестве спикера выпало Ричарду Барреллу – менеджеру по развитию ВО та Омега 9 культур DowSeeds (Великобритания).

Ричард назвал основные статистические показатели производства и потребления ВО подсолнечного масла в Европе и мире в целом. А также отметил, что спрос на ВО масло будет расти, так как увеличивается внимание к здоровому образу жизни, в том числе и к здоровому питанию. В мире прослеживается тенденция массового отказа от пальмового масла в пользу насыщенного полезными кислотами подсолнечного. Так, например, рост потребления заметен в Западной Европе, Китае и Азии. 70% глобального урожая – это Европейские страны. Безоговорочным лидером остается Франция, но эксперт настаивает на мнении, что скоро это звание перехватит Украина, так как этому способствует несколько причин:

  • импорт масла из России приостановлен, в силу стоимости транспортировки и реализации для российского производителя;
  • Украина имеет отличный потенциал для выращивания ВО подсолнуха. Франция больше не может увеличивать посевные площади под эту культуру, фермерские хозяйства Венгрии и Румынии тоже не могут себе позволить это из-за дефицита территории;
  • Украина показала, что может производить качественное масло. Уже сегодня она захватила 24% от объема производства в Европе.

Также Ричард Баррелл отметил, что состояние развития сельского хозяйства в Украине на высоком уровне: «Украина стала лучше не только для фермеров, но и для торговли».

Что касается уровня потребления высокоолеинового масла в Европе, то в этом году он составил почти 250 тысяч тонн в год. Эксперт предполагает, что к 2020 году показатель превысит отметку в 1 млн. тонн.

Такой рост и налаживание экспорта в Европу будет способствовать получению маржи, соизмеримой с усилиями и средствами, которые затрачены на выращивание «особенных» культур.

Директор ДауАгросайенсес Украина Владимир Першута во время своего выступления отметил, что увеличение цены на ВО масло будет продолжать еще два-три года. Вот этот момент роста и есть той возможностью выйти на внешний рынок и заработать себе имя. Пока же в Украине только 6% масла высокоолеиновое.

Он также отметил несколько особенностей выращивания подсолнечника:

  • уровень азотных удобрений должен быть минимальным или средним. Высокая доза азота приводит к снижению кислот;
  • от других посевов культуру необходимо изолировать. Минимальное расстояние – 200 м. Если разделить посевы не получается, то нужно подбирать гибриды с разным сроком вегетации, чтобы период цветения не совпадал.
  • обязательно оберегать от падалицы подсолнуха.

Из зала, кстати, звучали очень интересные вопросы. Например, культура продвижения. Пока ВО гибриды в Украине не пользуются повышенным спросом. Первому, кто начнет запускать рекламу и продвигать культуру выращивания ВО подсолнуха в Украине придется изрядно потратиться, чтобы перевернуть представление фермеров и получить свой процент лояльности. Остальные же будут просто пожинать плоды, рекламируя свой бренд и услуги.

К сожалению, это так и есть. И первопроходцы в массовой популяризации из явных преимуществ получают изначально только первые результаты своей работы. Дальнейшее отношение к компании зависит только от маркетинговых усилий организации.

Среди других проблем, связанных с производством, – это неготовность к выходу на украинский рынок. Лишь небольшой процент потребителей готов платить порядка 200 гривен за литр.

Украинский покупатель не готов покупать высокоолеиновое масло в силу его стоимости. Только небольшой процент готов отдать 200 гривен за литр

Сергей Третяк менеджер по развитию проекта ВО подсолнуха в Украине компании АДМ отметил: «Наша проблема в привязке к экспорту. Если бы у нас был нормальный уровень внутреннего потребления – таких вопросов не возникало бы. Если во Франции практически нет премии за производство высокоолеинового подсолнуха, то почему вы думаете, что в Украине она должна быть высокой. Но после такого падения мы ожидаем роста спроса. Сейчас уже в Европе заметен рост спроса на такое масло на 5-7 процентов ежегодно».

 

Юлия Топонар

Немає нічого мінливішого, ніж погода

Відповісти

Введіть свій коментар!
Вкажіть, будь ласка, своє їм'я